Историческая справка

Эволюционное развитие ритуалов и средств погребений в Италии.

Концепция изготовления и создания роскошных средств погребений: гробов, урн, колод, а так же похоронных амфор уходит корнями в далекое прошлое Италии, когда предки итальянцев заложили основу этого ремесла, которое со временем превратилось в искусство. 

Этруски

Этрусков считают создателями первой развитой цивилизации на Апеннинском полуострове, еще задолго до Римской республики. Древнейшие могилы этрусков, так называемые шахты, или колодцы-могилы, устраивали в рыхлой почве. Мертвых сжигали вместе с жертвенными животными и ценными дарами, а после сожжения, собранные кости и пепел клали в глиняную, или металлическую урну, и пепел поливали вином. Глиняные урны имели форму маленьких домиков, или миниатюрных храмов. Тонкостью форм, изяществом выполнения и яркостью раскраски глиняные урны служили неподражаемыми образцами гончарного искусства. Урны из металла представляли собой полукруглые, закрытые крышкой бронзовые капсулы, или круглые закрытые свинцовые сундучки. При погребении так же могли использовать различные типы крупных конусных ваз. Детей часто захоранивали в амфорах. 

history_1

Амфора погребения. IV- V в.до н.э.

 history_2

Глиняная урна. IV- V в.до н.э.

Римляне

После III в. до н. э. и до I в. н. э., кремация находила у римлян все большее распространение. Для состоятельных слоев населения была характерна большая роскошь в погребальных обрядах. Рядом с фамильным мавзолеем устраивался собственный крематорий с площадью для кремации, называемое "устринум". Римские фамильные устринумы окружали стеной или балюстрадой. В центре на возвышении сооружалось "пожарище" с воздухоотводами. Пепел погребали в маленьком саркофаге, длинной, около 60 см. Из источников известно, что знаменитейшие люди Древнего Рима: Юлий Цезарь, Брут, Август, Тиберий, Нерон были преданы после смерти сожжению.

Обстановка церемониала кремации была пышной: тело умершего натиралось пахучими маслами, курились особые снадобья для уменьшения запаха от горящих дров и сжигаемого тела, а пепел собирался в богато украшенные урны. Поверхности погребальных сосудов покрывали изящными росписями на мифологические темы. В этот период времени, характеризующийся изяществом и роскошью, появилась новая зарождающаяся религия – христианство, которая настойчиво проповедовала предание тела земле и проведение совершенно других ритуалов.

Согласно последним упоминаниям Апостол Павел, который за свои религиозные учения был обезглавлен в Риме при императоре Нероне, в 64-м - 67-м году от Рождества Христова был похоронен за Аврелиановыми стенами, в южной части Вечного города. До сих пор сохранился саркофаг с мельчайшими фрагментами его костей, подтверждающий факт погребения тела, а не кремации, как наиболее характерной особенности раннего христианства.  

history_3

Амфора погребения. I в.н.э.

 history_4

Саркофаг святого Павла. I-II в. н.э.

Начиная со I по X век нашей эры римляне, использовали в качестве мест захоронения умерших – катакомбы. Подземные причудливые туннели, объединяющие катакомбы образовывали гигантскую разветвленную сеть. Суммарная длина коридоров по данным современных арихологов, составляла 21 километр, а общая площадь 26 гектаров. В катакомбах Каллиста были обнаружены около 170 тысяч захоронений. Здесь, в специальных нишах и саркофагах, а то и прямо в полу, размещались могилы людей. На стенах деревянных, или глиняных саркофагов сохранились письмена и символика ранних христиан – голуби, рыбы, якори и монограммы с именем Христа.

history_5

Саркофаг с символами христианства II в.н.э.

 history_6

Саркофаг с символами христианства   I-II в. н.э.

C X и по XVIII век в Италии, а так же в Риме ритуалы похорон проходили, в основном, путем погребения. В зависимости от благосостояния, это могли быть, как обычные погребения на церковных территориях, так и пышные похороны в часовнях, или капеллах. Об этом рассказывает сюжет картины – "Погребение графа Оргаса" (художник Эль Греко 1586-1588 гг). Чудо произошедшее, по преданию, в 1312 г., во время погребения протонатора Кастилии графа Оргаса, состояло в том, что во время службы с небес спустился первомученник Стефан и святой Августин, и собственноручно совершили обряд погребения и предания тела земле. Многие творения титанов Эпохи Возрождения дают нам представление о том, как выглядели обряды и средства погребения в тот период:

history_7

Педро Санчес. Положение во гроб.

 history_8

Страстной цикл Лоренцетти. Положение во гроб.

history_9

В. Боде. Положение во гроб. Барельеф.

 history_10

Томас Гинер. Гроб Господень.

Современные итальянцы

Во второй половине XVIII века в Западной Европе, кремирование возобновилось на фоне преобладающего погребения. Впервые крематории были сооружены в Италии, в Милане в 1875 году. Профессор Бруно Брунетти разработал первую в мире кремационную печь в 1873 году, которая была продемонстрирована на Международной выставке в Вене. Уже в 20-х годах минувшего столетия во многих городах Италии с населением в 110 тысяч и более, наличие крематория было обязательной градостроительной, санитарной нормой. В этой связи, производство урн получило дополнительный стимул и вышло на новый уровень технологического развития, который продолжает совершенствоваться до сих пор. В наше время, для изготовления урн используются новые современные материалы: алюминиевые и медно-никелевые сплавы, пластик, композиты, искусственный мрамор и карбон.

Техника изготовления гробов так же испытала ряд значительных изменений и совершенствований. Сегодня, на современных производствах используются высокоточные автоматизированные комплексы резки и покраски древесины, сушки заготовок и подбора материала. Однако, несмотря на то, что производственная часть шагнула далеко вперед, христианский и глубоко религиозный смысл в художественном оформлении гробов остался тем же. Он основан на историческом опыте, уходящим корнями в глубокое прошлое, поэтому в современной Италии, историко-христианские мотивы очень популярны и востребованы, как и много лет назад.

history_11

Современная урна.

 history_12

Современный гроб с символами христианства. Тайная Вечерь.